Библейские шпионы

В Библии содержится несколько упоминаний о том роде человеческой деятельности, которая в современном языке получила название разведывательной.

Так, в Книге Чисел Ветхого Завета (входящей в “Пятикнижие Моисея”, которое евреи называют “Торой”) Моисей и Иисус Навин выступают в роли своего рода древних руководителей разведки. А в Новом Завете римляне используют Иуду в качестве агента в стане Иисуса Христа, которого он в итоге предает.

Первая ссылка на шпионаж приведена в Книге Бытия (42:9), где правитель Египта Иосиф, второй после фараона человек на этой земле, встречается со своими братьями, которые не узнают его. “Откуда вы пришли?” — спрашивает он. “Из земли Ханаанской, купить пищи”, — отвечают братья.

“Вы соглядатаи, — обвиняет их Иосиф. — Вы пришли высмотреть наготу земли сей”. Под “наготой” он подразумевает слабые места вдоль северо-восточной границы Египта — самый уязвимый в военном отношении участок. Поэтому естественно, что любое появление чужаков в той местности квалифицировалось как попытка шпионажа.

Первое описание разведывательной миссии приводится в Книге Чисел (13). Глава начинается словами: “И сказал Господь Моисею: “Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите...”

Моисей выбирает по одному представителю из всех 12 колен и посылает их в разведку в Землю обетованную на 40 дней. При этом он уточняет приказ:

“... пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет?..”

(Числа, 13:18—21)

В своей работе Моисей сталкивается с проблемой, которая хорошо знакома современным руководителям спецслужб: возвращающиеся агенты доносят до него противоречивую информацию. Некоторые из них говорят, что в земле той живут исполины и поэтому выступают резко против военного похода.

Только двое из двенадцати соглядатаев рекомендуют вторжение. Испугавшись сообщений о силе жителей земли той, иудеи впадают в панику. И тогда Господь решает наказать их, не допуская к Земле обетованной в течение 40 лет, “по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю”

(Числа, 14:34).

Одна из разведывательных миссий не удалась. Арада, царь Ханаанский, захватил нескольких людей Моисея и, как это часто случается со шпионами, их удерживали в плену и, по всей видимости, крепко допрашивали.

Очевидно, свобода им была возвращена после того, как израильтяне захватили ханаанские города

(Числа, 21:1—3).

После смерти Моисея на смену ему приходит Иисус Навин и берет в свои руки помимо прочего руководство шпионскими операциями.

“И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон” (Иисус Навин, 2:1). Эти представители второй древнейшей профессии находят приют в доме представительницы первой древнейшей профессии — блудницы Раав.

Осведомитель доносит об этом царю Иерихонскому, и тот велит Раав выдать шпионов. Она говорит, что израильтяне действительно останавливались у нее в доме, но ушли, успев выскользнуть за городские ворота перед самым их закрытием. Люди царя бросаются в погоню, а Раав тем временем отводит шпионов на крышу и укрывает их под снопами льна.

Позже, получив заверения в том, что ни ее, ни ее семью израильтяне не тронут, когда возьмут город, она “спустила их по веревке чрез окно; ибо дом ее был в городской стене...”

(Иисус Навин, 2:15).

Перед уходом шпионы велят ей повесить в этом окне красный лоскут, который послужит знаком для израильтян, что этот дом трогать нельзя. После этого шпионы разведывают обстановку, возвращаются к Иисусу и рассказывают обо всем. Иисус, основываясь на их сведениях, нападает на Иерихон. Дом с красной тряпицей, как и было уговорено, израильтяне не тронули.

(Во время гражданской войны в Америке северянам помогало одно тайное общество, члены которого носили в качестве своего опознавательного знака красный шнурок; общество прозвали “Красными шнурками”.)

Специалисты американского ЦРУ однажды решили ради забавы исследовать

“шпионский вопрос” в Библии. Результатом стал поначалу засекреченный отчет, автор которого сделал акцент на различиях в разведывательных операциях, которыми руководили Моисей и Иисус Навин.

Главное из них заключалось в разных методах, которыми пользовались шпионы для передачи собранных ими разведданных. Шпионы Моисея говорили о них публично, спровоцировав в народе панику. А соглядатаи Иисуса докладывали только своему начальнику. Автор отчета пишет, что ситуация, с которой столкнулся Моисей, очень напоминала ту, в которой оказалось американское разведывательное сообщество после того, как за ним был установлен парламентский надзор.

“Операции Моисея, проводившиеся непрофессионалами и довольно открыто, — отмечается в отчете ЦРУ, — привели к ослаблению власти Моисея, потере у людей уверенности в своих силах и навлекли на себя кару Божью, распространенную на весь народ.

Операции Иисуса, напротив, велись тайно и профессионально и привели к общенациональному возвышению”. И потом, добавлял автор отчета, перед Иисусом “не стояло проблемы надзора со стороны, и ему не приходилось ломать голову над тем, как подстраивать разведку под политику”.

В другой библейской притче речь идет о предательстве со стороны женщины, выполнявшей роль тайного агента. Когда Самсон отправился в Газу и пришел к блуднице, она донесла на него властям, и у городских ворот Самсону устроили засаду. Но он вырвал ворота из земли и забросил их на гору.

И все же ему не удалось уйти от своей судьбы: быть преданным женщиной. Самсон влюбился в красавицу Далилу, которую подослали специально с тем, чтобы она соблазнила грозного силача (в КГБ такие операции назывались “ловлей на живца”).

За предательство Самсона филистимляне заплатили ей 1100 монет серебра. Потеряв из-за любви бдительность, Самсон признался ей, что секрет необыкновенной силы кроется в его волосах. Далила и ее прятавшийся в комнате сообщник подождали, пока он заснул, а затем остригли ему волосы. Самсон ослабел. Филистимляне выкололи ему глаза и заключили в тюрьму. После того как волосы вновь отросли, Самсон покончил с собой, обрушив себе на голову дом, в котором, помимо него, были еще тысячи врагов

(Книга Судей, 16).

В Новом Завете использование Иуды в роли “крота” являет собой типичный пример шпионской операции в римской колонии: правители нанимают в агенты местных жителей, которые не имеют языкового барьера и способны растворяться в толще народной, не привлекая к себе лишнего внимания со стороны окружающих.

Об одной из шпионских миссий повествует Павел, говоря о загадочных “лжебратиях”, скрытно приходивших “подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас...”

(Послание к Галатам, 2:4).

Источник: “Энциклопедия шпионажа”

Норман Полмар

Томас Б.Аллен

Москва. “Крон-пресс” 1999